Статья 1415

Название статьи

ВИЗАНТИЙСКАЯ ПАТРИСТИКА И СЮЖЕТЫ О КУЛЬТЕ СТИХИЙ В АНТИЯЗЫЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ 

Авторы

Лушников Александр Александрович, кандидат исторических наук, докторант, кафедра истории России, краеведения и методики преподавания истории, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), lushnikov1@mail.ru

Индекс УДК

930.85

Аннотация

Актуальность и цели. Сюжет о культе стихий в антиязыческой литературе Древней Руси остается одним из главных источников для многочисленных и противоречивых реконструкций языческих воззрений восточных славян. Цель работы – проанализировать историю складывания этого литературно-мифологического образа в древнерусской книжности, а также определить возможности его использования как источника по духовной культуре восточных славян.
Материалы и методы. Проведен сравнительный анализ поучений, житийной, исповедальной литературы, а также памятников церковного права XI–XV вв. (с уточнениями по спискам более поздних периодов). Во время работы с данными письменными источниками был использован герменевтический метод как наиболее эффективный и перспективный для анализа древнерусской литературы.
Результаты. В ходе исследования определен основной протограф сюжета о культе стихий в антиязыческой литературе Древней Руси – творения Ефрема Сирина и Кирилла Иерусалимского. Само содержание описываемого язычества для книжников отходило на второй план. В исследовании также показано общественно-политическое значение данного сюжета. Не позже XII в. он стал составной частью историософского учения о «казнях Божиих». Особую актуальность сюжет получил в конце XIII в. в связи с последствиями монголо-татарского нашествия и стремлением высших духовных иерархов к укреплению церковной дисциплины, что отразилось в правилах Владимирского собора 1274 г.
Выводы. Распространенный в антиязыческой литературе сюжет с порицанием культа стихий как источник по изучению духовной культуры Древней Руси является довольно противоречивым. С одной стороны, книжников, державшихся пришедших извне литературных шаблонов, слабо интересовали конкретные особенности аутентичных языческих культов. С другой стороны, пришедшие извне идеологические образцы по своему содержанию были в высшей степени абстрактны и метафоричны, поэтому могли быть использованы древнерусскими авторами для обличения синкретических религиозных воззрений современного им общества.

Ключевые слова

Древняя Русь, древнерусская литература, поучение, язычество, христианство, герменевтика, патристика, религия, церковь.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Аничков, Е. В. Язычество и Древняя Русь / Е. В. Аничков. – М. : Академический проект, 2009. – 538 с.
2. Гальковский, Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси / Н. М. Гальковский. – Харьков : Епархиальная типография, 1916. – Т. 1. –376 с.
3. Рыбаков, Б. А. Язычество Древней Руси / Б. А. Рыбаков. – М. : Наука, 1987. –783 с.
4. Рыбаков, Б. А. Язычество древних славян / Б. А. Рыбаков. – М. : Наука, 1994. –608 с.
5. Осипова, О. С. Славянское языческое миропонимание (философское исследование) / О. С. Осипова. – М., 2000. – 98 с.
6. Зу бов, Н. И. Научные фантомы славянского Олимпа / Н. И. Зубов // Живая старина. – М. : Государственный республиканский центр русского фольклора, 1995. – № 3. – С. 46–48.
7. Клейн, Л. С. Воскрешение Перуна: к реконструкции восточнославянского язычества / Л. С. Клейн. – СПб. : Евразия, 2004. – 480 с.
8. Петрухин, В. Я. «Боги и бесы» русского Средневековья: род, рожаницы и проблема древнерусского двоеверия / В. Я. Петрухин // Славянский и балканский фольклор. Народная демонология. – М. : Индрик, 2000. – С. 314–343.
9. Петрухин, В. Я. Древняя Русь: Народ. Князья. Религия / В. Я. Петрухин // Из истории русской культуры. – М. : Языки русской культуры, 2000. – Т. I. Древняя Русь. – С. 238–242.
10. Данилевский, И. Н. Повесть временных лет: герменевтические основы изучения летописных текстов / И. Н. Данилевский. – М. : Аспект-Пресс, 2004. – 370 с.
11. Государственный исторический музей (ГИМ). Ф. Син. Д. 478.
12. Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ). Ф. 304. Оп. 1. Д. 124.
13. Будилович, А. С. XIII слов Григория Богослова в древнеславянском переводе / А. С. Будилович. – СПб. : Типография Императорской Академии наук, 1875. – 293 с.
14. Срезневский, И. И. Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках / И. И. Срезневский. – СПб. : Типография Императорской Академии наук, 1867. – Т. 1. I–XL. – 198 с.
15. НИОР РГБ. Ф. 173. Оп. 1. Д. 78.
16. Серебрянский, Н. И. Древнерусские княжеские жития / Н. И. Серебрянский. –М. : Чтения Общества истории и древностей Российских, 1915. – Ч. 2. – 184 c.
17. Гальковский, Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси // Н. М. Гальковский. – Харьков : Епархиальная типография, 1916. – Т. 2. – 308 с.
18. Каратыгин, И. Г. Обзор некоторых особенностей в чинопоследованиях рукописных требников, принадлежащих библиотеке Санкт-Петербургской духовной академии / И. Г. Каратыгин // Христианское чтение. – СПб. : Типография А. П. Лопухина, 1877. – № 3–4. – С. 423–448.
19. Памятники древнерусского канонического права / Русская историческая библиотека. – СПб., 1880. – Т. 6, ч. 1. Памятники XI–XV вв. – 683 с.
20. НИОР РГБ. Ф. 304. Оп. 1. Д. 7.
21. Еремин, И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского / И. П. Еремин // Труды Отдела древнерусской литературы. – М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1957. – Т. 13. – 736 с.
22. Памятники Древле-Русской духовной письменности: Поучения Кирилла, епископа Ростовского (XIII века) // Православный собеседник. – Казань : Типография Императорского университета, 1859. – № 1. – C. 252–256.
23. Алмазов, А. И. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви: Опыт внешней истории: Исследование преимущественно по рукописям / А. И. Алмазов. – Одесса : Типолитография Штаба Одесского военного округа, 1894. – Т. 3: Приложения.
24. Памятники русского права. – М. : Государственное издательство юридической литературы, 1952. – Т. 1. Памятники права Киевского государства. X–XII вв. – 287 с.
25. «Паренесис» Ефрема Сирина // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л. : Наука, Ленинградское отделение, 1987. – Вып. 1. XI – первая половина XIV вв. – С. 296–299.
26. НИОР РГБ. Ф. 304. Оп. 1. Д. 204.
27. Толстой, Н. И. Этнографический комментарий к древним славяно-русским текстам. Сеть (мрежа) / Н. И. Толстой // Литература и искусство в системе культуры. – М. : Наука, 1988. – С. 122–129.
28. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М. : Российское библейское общество, 2008. – 1250 с.
29. «Слова» Серапиона Владимирского // Памятники литературы Древней Руси. XIII век. – М. : Художественная литература, 1981. – С. 440–455.

 

Дата создания: 12.02.2016 08:50
Дата обновления: 23.05.2016 16:13